18.12.2015
Из российского законодательства хотят исключить положения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах
Позиция РСТ по предложениям об исключении из российского законодательства положений о лечебно-оздоровительных местностях и курортах
Вице-президентом РСТ Ю.А.Барзыкиным, совместно с экспертами был рассмотрен проект федерального закона № 50654-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", внесенный депутатами Государственной Думы А.Л.Маркиным, В.В.Парахиным, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в 20 федеральных законов, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и другие.
Согласно пояснительной записке проект федерального закона направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования.
Авторами законопроекта также говорится о том, что социально-экономические последствия принятия данного законопроекта состоят в укреплении института собственности, исключении дублирующих правовых институтов, обеспечении единообразного порядка установления и изменения разрешенного использования земельных участков, повышении эффективности управления земельными ресурсами, развитии системы планирования и зонирования территорий в целях обеспечения их устойчивого развития.
Однако, РСТ отмечает, что цель предлагаемых изменений, касающихся исключения из ряда законодательных актов положений о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, курортном деле и других понятий не отражена в пояснительной записке. Предлагается отнести лечебно-оздоровительные местности и курорты к зонам рекреационного назначения, куда также включаются территории и объекты, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Следует отметить, что курорты отличаются от рекреационных зон тем, что имеют в своем составе кроме природных лечебно-оздоровительных ресурсов (источников минеральных вод, лечебных грязей, благоприятного климата) систему технических (питьевые галереи, бюветы, ванные здания, бассейны, курортные парки и др.) и медико-организационных ресурсов, а также лечебно-профилактические учреждения — санатории и курортные поликлиники (и другие учреждения для лечения и отдыха) и поэтому могут оказывать медицинскую (санаторно-курортную) помощь больным различного профиля. В свою очередь, рекреационные зоны имеют лишь природные оздоровительные ресурсы и рассчитаны для оздоровления людей и профилактики у них хронических заболеваний (не нуждающихся в специальной диете и лечении).
В России первый официальный курорт появился в начале XVIII века благодаря Указу Петра I от 24 апреля 1717 года, и в 1719 г. был построен курорт Марциальные воды. Спустя почти 100 лет, 24 апреля 1803 года, был опубликован Указ Императора Александра I «О признании Кавказских вод целебной местностью государственного значения». Сегодня курорты Кавказских Минеральных Вод: Железноводск, Ессентуки, Кисловодск и Пятигорск известны далеко за пределами России. Впрочем, как и будущая столица Олимпийских игр 2014, Сочи, о целебной «огненной воде» Мацесты, источники которой были известны с древнейших времен, писал в 1840 году английский эмиссар Белла.
Основная курортная инфраструктура была создана в нашей стране в период 30-х гг. - 70-х гг. ХХ столетия. К концу 90-х гг. - началу ХХI века удалось перевести большую часть инфраструктуры курортов на рыночную систему хозяйствования с включением лечебно-оздоровительных услуг в туристский потенциал России. Следует отметить, что лечебно-оздоровительный туризм является одним из самых динамично развивающихся и перспективных направлений в мире. Именно в этом виде Россия является абсолютно конкурентоспособной на мировом туристском рынке. Поэтому исключение курортов как понятия из законодательства и как собственно объекта законодательного регулирования является абсолютно неоправданным, необоснованным и в предлагаемом законопроекте.
Исключение вышеуказанных основных понятий приведет к потере уникальных природных лечебных ресурсов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний, а также организации отдыха населения Российской Федерации, снижению конкурентоспособности России на мировом рынке туруслуг, а также деградации, а в дальнейшем и ликвидации курортного дела и санаторно-курортного лечения в Российской Федерации.
Территория Российской Федерации обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Среди них нарзаны Кисловодска, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, лечебные грязи Тамбуканского озера, сероводородные термальные источники Мацесты в Сочи, чистейший воздух Теберды и многие другие. В целом по данным Минздравсоцразвития России в стране имеется 17 курортов федерального значения с уникальными природными лечебными факторами.
По разнообразию природных лечебных факторов, главнейшими из которых являются минеральные воды, лечебные грязи, ландшафтно-климатические условия, Российская Федерация превосходит другие страны не только в количественном отношении, но и по глубине научных проработок медицинских показаний к их применению и по наличию оригинальных методик лечебного их использования в курортном деле.
Особо следует отметить, что правовой режим и режим хозяйственного использования территории курортов и лечебно-оздоровительных местностей с установленными округами санитарной (горно-санитарной) охраны основывается на ограничениях оборотоспособности земельных участков, расположенных в границах этих округов, что позволяет обеспечить сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения. На территориях первой и второй зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Аналогичные подходы в отношении хозяйственного использования территорий курортов существуют и в мировой практике.
Кроме того, в Федеральном законе "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" существует разделение на курорты федерального, регионального и местного значения. Это в свою очередь отражает важнейшие вопросы государственного регулирования данных территорий, в том числе финансирования из соответствующих бюджетов.
Проектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» исключив из категории «особо охраняемых природных территорий» «лечебно-оздоровительные местности и курорты» и, таким образом, вывести их из сферы правового регулирования соответствующих нормативных правовых актов, и как результат – нерациональное использование таких земельных участков приведет к утрате природными лечебными ресурсами своих лечебных свойств.
В настоящее время особый правовой режим природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлен Федеральными законами от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ, от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ и статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации, и обусловлен их социальным значением для сохранения здоровья населения, необходимостью изучения, развития, рационального и бережного использования и важнейшей составляющей для формирования конкурентоспособного турпродукта территорий.
В случае вывода курортов и лечебно-оздоровительных местностей из категории «особо охраняемых природных территорий» и, как следствие, нахождение на территории первой и второй зон земельных участков в частной собственности, а также приватизация земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, повлечет на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации по усмотрению собственника к совершению любых действий в отношении принадлежащего ему имущества, что может привести к загрязнению окружающей природной среды и утрате лечебных свойств природных лечебных ресурсов.
Предлагаемые законопроектом изменения приведут к возникновению противоречий между положениями Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ, признающим природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты особо охраняемыми объектами и территориями вне зависимости от их расположения, и статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей правовую охрану и особый режим хозяйственной деятельности только для земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, находящихся за пределами границ населенных пунктов.
Исключение лечебно-оздоровительных местностей и курортов из категории земель особо охраняемых природных территорий означает, что охрана этих местностей и курортов не будет являться предметом регулирования ни Федерального закона о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, который носит рамочный характер, ни Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ об особо охраняемых природных территориях, которыми регулируются режимы использования особо охраняемых природных территорий. Иных федеральных законов, которые бы специально регулировали статус этих территорий, не существует.
Проектом вводится понятие «зоны отдыха», которые предназначены для размещения санаториев, что противоречит нормам Федерального закона от 23 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Принятие законопроекта повлечет за собой утрату рекреационно-курортных ресурсов для лечения и реабилитации граждан, что негативно отразится на здоровье граждан Российской Федерации, так как при использовании различных природных лечебных факторов, на которых базируется санаторно-курортное лечение и медицинская реабилитация, достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах времени в лечении ряда хронических заболеваний, а санаторно-курортное лечение сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания и опорно-двигательного аппарата, и таких тяжелых болезней как туберкулез, врожденные и приобретенные дефекты опорно-двигательного аппарата и, особенно, последствий травм и заболеваний спинного мозга вообще не имеет альтернативы по сравнению с другими методами лечения.
Кроме того, в российском законодательстве приняты и другие законы, касающиеся российских курортов. Например, Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий закон принят в соответствии с требованиями Международного Олимпийского Комитета.
Таким образом, как отметил вице-президент РСТ Ю.А.Барзыкин, предлагаемые изменения в законодательстве не соответствуют заявленным целям и задачам и приведут к существенному ухудшению эффективности использования особо ценных земельных ресурсов, имеющих социально-экономическое значение для Российской Федерации, потере уникальных природных лечебных ресурсов для лечения и реабилитации граждан, что негативно отразится на здоровье граждан Российской Федерации, а также снижении конкурентоспособности России на мировом рынке туруслуг.
РСТ не поддерживает вышеуказанные предложения по изменениям в российское законодательство и рекомендует депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации отклонить законопроект. Предлагаем региональным отделениям РСТ, ассоциациям, членам РСТ рассмотреть данные материалы совместно с региональными и муниципальными органами власти и направить свои отзывы в федеральные органы государственной власти и исполнительную дирекцию РСТ.
Российский союз туриндустрии
