24.07.2014
Министр экономического развития Ставропольского края Юлия Косарева о КМВ
Министр экономического развития Ставропольского края Юлия Косарева ответила на ряд острых вопросов, которые волнуют кисловодчан и гостей курорта.
Юлия Николаевна, общаться с Вашими предшественниками из министерства курортов и туризма было довольно сложно. На любой вопрос у них был ответ один – это не наша компетенция. Говоришь о криминале – кивают на МВД. Вопросы недостроев – На Минстрой. Дороги – дорожное ведомство. Грязь в городе – на мэрию. И так далее. Но приезд состоятельных курортников, тем более иностранцев, связан с решением упомянутых проблем. Есть ли рычаги у Вашего министерства для их решения? В частности, для ликвидации недостроев, уродующих город.
В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) вопросы дорожной деятельности, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, вопросы градостроительной деятельности находятся в ведении муниципалитета городского округа города-курорта Кисловодска.
Однако министерство экономического развития Ставропольского края принимает активное участие в изучении и решении проблем развития городских территорий региона Кавказских Минеральных Вод.
Так во II квартале 2014 года министерством экономического развития при моем непосредственном участии совместно с органами исполнительной власти муниципальных образований Кавказских Минеральных Вод проведена работа по определению состояния строительства объектов курортной и туристской направленности. Данная работа носит системный характер и срочные меры по сокращению незавершенного строительства необходимы.
Уже сейчас выявлено 17 объектов с нарушенным сроком строительства, 29 заявленных, но нереализуемых инвестиционных проектов. Действительно, особенно неблагополучное состояние с незавершенным строительством у города-курорта Кисловодска.
Наличие на территориях муниципальных образований Ставропольского края долгостроев отрицательно сказывается на экономике. Объекты долгостроя, как правило, расположены в районах с развитой курортной, инженерной и транспортной инфраструктурой. При дефиците инвестиционно-привлекательных территорий такое положение является непозволительной расточительностью.
Основной причиной приостановления строительства или реконструкции объектов является совокупность финансово-экономических факторов. В этой связи основным стимулом к завершению объекта, с нашей точки зрения, должно стать не нормативное ограничение гражданского оборота объектов незавершенного строительства, а предоставление собственнику объекта дополнительных легальных возможностей по оптимизации своего финансового положения, в том числе за счет использования объекта незавершенного строительства в качестве предмета гражданско-правовых сделок.
В рамках реализации проекта "Старое озеро" предполагалось строительство мультиформатного SPA-курорта, в состав которого, кроме зоны для купания и аквапарка, должны были войти 4-х звездочный отель, SPA-центр и торговые помещения площадью 1 тыс. кв. м. Ввод объекта в эксплуатацию был запланирован на 2012 год.
Около 3-х лет земельный участок был предоставлен AFI Development на праве аренды, однако арендная плата за земельный участок в бюджет города-курорта Кисловодска не поступала, проектные или строительные работы инициатором проекта не финансировались. В связи с неосвоением земельного участка, администрацией города-курорта Кисловодска было принято решение о прекращении договора аренды и взыскании с AFI Development арендной платы за землю в судебном порядке.
Что касается серьезных инвесторов, одним из важнейших направлений работы по наращиванию мощностей в санаторно-курортом и туристском комплексах является эффективное использование уже имеющихся ресурсов территории и в первую очередь земельных. Однако, часто, разрабатываемые муниципалитетами инвестиционные проекты несоизмеримы с возможностями и потребностями края, не учитывают существующее положение с обеспеченностью площадок инженерной и транспортной инфраструктурой. В отдельных случаях они перегружают уже вынесенные за пределы жилых застроек транспортные магистрали. В итоге, проекты не находят инвесторов.
При этом министерство экономического развития Ставропольского края оказывает практическую помощь муниципалитетам в поиске инвесторов, инвестиционные проекты активно презентуются на различных российских и зарубежных инвестиционных форумах, изготавливаются информационные буклеты с инвестиционными предложениями, разработаны и применяются механизмы государственной поддержки. Эта работа ведется постоянно.
Ранее говорили, что на курорты КМВ придет китайский бизнес. Насколько это реально?
Ставропольский край всегда был максимально открыт для инвесторов, в том числе и зарубежных, готовых инвестировать в российскую экономику по условиям и требованиям российского законодательства.
Китай и китайские инвестиции представляют интерес и для российского предпринимателя как рычаг подъема своих компаний; и для инвестора из Китая — как способ эффективно вложить свои деньги, так как Россия является довольно перспективным рынком сбыта продукции.
Но, существует множество причин, по которым объем инвестиций в российский бизнес со стороны Китая является просто мизерным по сравнению с другими странами.
Основные проблемы, связанные с минимальными инвестициями со стороны китайского бизнеса – отсутствие развитого «института инвестиций», который будет способен если не защитить, то по крайне мере гарантировать направление применения инвестиционных средств и реализацию самого инвестиционного проекта.
Китайские инвесторы хотят инвестировать в российские компании, для этого есть все рыночные предпосылки — остается решить простую задачу — установить результативный диалог между представителями двух сторон, направленный на реализацию инвестиционных проектов, интересных как российской, так и китайской стороне.
Какая, на Ваш взгляд, ниша у Кисловодска, среди курортов КМВ
Курорт федерального значения Кисловодск обладает уникальными природными лечебными ресурсами: благоприятным целебным климатом, известнейшим минеральным источником «Нарзан», живописными ландшафтами, разнообразнейшей флорой и фауной. Неотъемлемой частью Кисловодского курорта является курортный лечебный парк – один из крупнейших парков в Европе. Это бальнеологический и климатический курорт, крупнейший по количеству здравниц на КМВ и второй в России после Сочи.
Кисловодск давно занимает особую нишу в Кавминводской агломерации городов курортов - более трети всех здравниц региона приходится на Кисловодск. Являясь градообразующим фактором, санаторно-курортный комплекс Кисловодска обеспечивает занятость значительного числа населения и влияет на его общее социально-экономическое развитие.
Однако существует ряд проблем, которые являются серьёзным барьером на пути дальнейшего развития всех городов-курортов. Более половины здравниц региона имеют очень высокий износ основных фондов и оборудования. Многие санатории по уровню сервиса и комфортности не отвечают международным стандартам. Во многих здравницах нет современных спортивных сооружений, аквапарков, детских игровых площадок, уровень благоустройства прилегающих территорий у большинства здравниц не отвечает современным требованиям.
Нуждается в совершенствовании методика лечебного оздоровления, в расчёте на более широкий круг отдыхающих и более короткие сроки пребывания.
Требует улучшения процесс подготовки и переподготовки медицинских кадров и специалистов сферы обслуживания курорта.
Остаётся крайне низким уровень развития инженерной и транспортной инфраструктуры. Существующие мощности объектов инфраструктуры ограничены и не могут обеспечивать дальнейшее социально-экономическое развитие Кавказских Минеральных Вод.
Состояние общекурортных территорий – скверов, парков, терренкуров, зон отдыха, в большинстве своём не соответствуют требованиям времени и статусу федерального курорта.
Постепенное разрушение памятников истории и культуры федерального значения приводит к значительному ухудшению облика старейшего курорта страны и снижает интерес отечественных и иностранных туристов к региону.
По указанным направлениям министерством экономического развития Ставропольского края совместно с муниципалитетом г. Кисловодска проведена следующая работа:
1. Включены в мероприятия подпрограммы «Развитие особо охраняемого курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды» программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», следующие объекты строительства:
реконструкция существующей станции перегрузки твердых бытовых отходов;
реконструкция автомобильных дорог, автодороги «Замок Коварства и Любви» - туркомплекс «Медовые водопады»;
строительство транспортно-посадочного узла на базе железнодорожного вокзального комплекса;
строительство водопровода от Эшкаконских очистных сооружений до резервуаров «Баязет»;
реконструкция территории Курортного лечебного парка и рекреационных территории (инженерные сети, бюветы, объекты благоустройства).
2. С целью повышения конкурентоспособности предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса края, повышения качества туристских услуг до международного уровня и в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию в крае начата работа комиссии по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии - гостиниц и иных средств размещения.
3. Активно ведутся переговоры о необходимости выделения средств федерального бюджета на содержание и реконструкцию существующих на территории г. Кисловодска памятников истории и культуры.
4. В рамках мероприятий программы в регионе запланированы к реализации инвестиционные проекты по реконструкции действующих здравниц, строительству современного туристско-рекреационного комплекса и объектов индустрии развлечений. Финансирование данных проектов будет осуществляться за счёт средств негосударственных коммерческих организаций и частных инвесторов.
На реконструкцию и строительство объектов санаторно-курортного и туристического комплекса до 2025 года, в соответствии с прогнозной (справочной) оценкой расходов юридических лиц на реализацию целей подпрограммы «Развитие особо охраняемого курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды» программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», будет направлено 202,0 млрд. рублей.
Убеждена, что курортный и туристский комплекс региона Кавказских Минеральных Вод выступит катализатором экономического развития многих отраслей экономики, создаст условия для дальнейшего развития малого бизнеса, простимулирует создание новых, конкурентоспособных малых предприятий и активизирует предпринимательскую деятельность, окажет значительный мультипликативный эффект на экономическое и социальное развитие и тем самым положительно повлияет на диверсификацию экономики региона Кавказских Минеральных Вод.
По каким направлениям строится работа с ОАО «Курорты Северного Кавказа» и ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» в регионе Кавказских Минеральных Вод?
ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» уже хорошо зарекомендовала себя в регионе Кавказские Минеральные Воды – завершается строительство многофункционального выставочного центра в Минераловодском районе стоимостью более 4 млрд. руб., в 2015 году начнется реконструкция «Новопятигорского озера» стоимостью 2,5 млрд. руб., на 2016 год предусмотрены бюджетные средства на строительство медицинского кластера стоимостью более 5 млрд. руб.
ОАО «Курорты Северного Кавказа», созданное в 2010 году, курирует возведение к 2020 году в СКФО пяти горнолыжных курортов, составляющих Северо-Кавказский туристический кластер. В конце 2012 года в указанный кластер включен регион Кавказские Минеральные Воды, что позволяет ОАО «Курорты Северного Кавказа» осуществлять финансирование инвестиционных проектов и на территории Кавказских Минеральных Вод.
Уверена, что администрация города-курорта Кисловодска сможет в ближайшее время предложить достойный инвестиционный проект, который будет экономически интересен государственным корпорациям, занимающимся развитием Северного Кавказа.
Почему такая ситуация со стратегией развития КМВ? Стратегия МсKinsey не пошла в дело. Были и другие стратегии. В чем проблема, почему власти не могут никак определиться с этим вопросом?
Разработанная в 2006 году «Стратегия социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод до 2020 года» содержит основные направления развития региона с целевыми показателями, характеризующими уровень ее реализации.
Проводимый на постоянной основе анализ хода реализации положений Стратегии показывает устойчивый запланированный рост социально-экономических показателей, а также успешность выполнения основных мероприятий Стратегии. Перечислим наиболее заметные результаты:
разработана концепция и схема сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов, определяются инвесторы для финансирования реконструкции мусороперерабатывающего комплекса в г. Пятигорске;
ведется постоянный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, позволяющий делать вывод, что, за исключением отдельных пунктов непосредственно на оживленных автотрассах, уровни загрязнения существенно ниже допустимых;
локальная проблема радиационного загрязнения в регионе КМВ (г. Лермонтов) решается за счет средств федерального бюджета;
реконструкция и расширение общекурортных терренкуров включены в мероприятия подпрограммы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды» государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 год» и будут профинансированы за счет средств федерального и краевого бюджетов;
за счет привлечения внебюджетных инвестиций обновляется материально-техническая база учреждений санаторно-курортного комплекса, увеличивается количество вводимых новых мест размещения, индекс деловой активности в этой сфере растет из года в год;
с участием федерального и краевого бюджетов реконструируется и развивается инженерная и транспортная инфраструктура;
разработаны предложения и активно рекламируются проекты привлекательные для инвестирования;
наблюдается устойчивый рост уровня и качества жизни населения;
проводимый на постоянной основе мониторинг заполняемости курортов показывает устойчивый ежегодный прирост;
снижается дефицит мест в детских дошкольных учреждениях;
решаются вопросы обновления инфраструктуры учреждений культуры и спорта;
разработана схема территориального планирования региона КМВ;
международный аэропорт «Минеральные Воды» после реконструкции стал соответствовать общеевропейским стандартам;
развивается Агропродовольственный комплекс;
повышается качество жилищной, деловой и рекреационной среды
и т.д.
Конечно, остается много нерешенных вопросов, а именно:
имеются факты нарушения природоохранного режима на территории зон горно-санитарной охраны курорта, в большей части связанные с высокой плотностью проживания, в том числе на особо охраняемых природных территориях (водоохранных зонах, зонах формирования минеральных вод);
наблюдается загрязнение поверхностных вод. В реки сбрасываются недостаточно очищенные промышленные и хозяйственно-бытовые сточные воды. Сохраняется значительная часть неканализованного жилого фонда. Ливневые и талые воды городов и населенных пунктов сбрасываются, как правило, без очистки и обеззараживания;
сохраняется значительное отставание курортов КМВ по уровню развития курортно-туристской инфраструктуры от их главных европейских конкурентов, как например, Карловы Вары и Баден-Баден. При этом речь идет не только о материально-технической базе (собственно инфраструктуре), но и о степени удовлетворения этой инфраструктурой культурно-досуговых потребностей отдыхающих;
требуют ликвидации ряд скважин из нераспределенного фонда. Кроме того, требуют капитального ремонта и реконструкции несколько питьевых бюветов и галерей, а также пять общекурортных грязелечебниц КМВ;
требуется разработка новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления пациентов с различными сроками пребывания на курорте, программ оценки их эффективности и качества;
остается велика доля теневой экономики, что сдерживает рост налоговых поступлений. Крупными корпорациями проводится стратегия трансфертного ценообразования по "выводу" прибыли за пределы региона и минимизации налоговых платежей, уплачиваемых в региональный и муниципальные бюджеты;
остается низка активность стратегических инвесторов ограниченного доступа к кредитным ресурсам и другим инструментам долгосрочного финансирования;
миграционный приток обостряет социальные проблемы: бедность, занятость, обеспечение жильем и социальной инфраструктурой, на основе чего формируется и нарастает ксенофобия, особенно в отношении кавказских народов;
противоречит реально сложившейся эколого-градостроительной обстановки возникшее административное обособление городов Кавказских Минеральных Вод;
остается высоким срок амортизации основных объектов инженерной инфраструктуры, включая системы водоснабжения и водоотведения, тепло-, электро-, газоснабжения;
собственные бюджетные возможности курортных городов региона КМВ весьма ограничены, при этом очень велика их зависимость от дотаций из краевого бюджета;
имеются случаи бесхозяйственного и неэффективного использования рекреационных объектов.
При ограниченном режиме природопользования поле выбора альтернатив развития региона КМВ относительно узкое, и поэтому конкурентные преимущества для санаторно-курортной и туристско-рекреационной деятельности очевидны. Именно по этой причине большинство предложений, концепций, стратегий развития региона Кавказских Минеральных Вод, выполняемых различными консалтинговыми компаниями, основываются на перечисленных в «Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод до 2020 года» положениях, при этом зачастую предлагаемые механизмы реализации очень дорогостоящи и не соответствуют потребностям региона.
В настоящее время Стратегию развития Кавказских Минеральных Вод планируется пересмотреть с перспективой ее продления до 2030 года. Новый подход востребован в связи с принятием федерального закона о развитии туристической деятельности.
Почему в Кисловодск не приходят российские нефтегазовые компании: Газпром, Транснефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ и другие, имеющие интересы в крае? Почему они не строят в городе санатории и клиники?
Компания Газпром имеет на территории Кисловодска санаторий «Факел». Остальные указанные нефтегазовые компании, хотя и располагают собственными санаториями на черноморском побережье Российской Федерации, заинтересованности в размещении курортных здравниц в регионе Кавказские Минеральные Воды пока не проявляют. Однако я думаю, это перспектива ближайшего будущего. Однозначно могу сказать, что реальным добросовестным инвесторам Правительство Ставропольского края может гарантировать всяческую поддержку и комфортные условия для реализации перспективных инвестиционных проектов в Ставропольском крае.
Министр экономического развития Ставропольского края. Родилась 25 июля 1984 года в Самаре.
Окончила Московский государственный университет по специальности экономист.
Свою трудовую деятельность начинала в аудиторской компании «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.».
Работала на различных должностях в Департаменте инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства Министерства экономического развития РФ.
Дальнейшая деятельность была связана с реализацией специальных проектов направления «Социальный проект» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Министром экономического развития Ставропольского края назначена в декабре 2013 года.
Пресс-служба Министерства экономического развития Ставропольского края


