Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

  
Разместить новость
Подписаться на новости

27.07.2014

Самый загрязненный воздух в Кисловодске в районе Колоннады

Кисловодск улица Кирова Курортный бульварЧем дышит город-курорт Кисловодск?

Кисловодск – курорт, на котором, помимо прочих недугов, лечат еще и заболевания органов дыхания. Сюда со всей страны съезжаются люди, чтобы подышать целебным воздухом Курортного парка.
Однако, как бы избито это ни прозвучало, прогресс на месте не стоит, растет население, строятся дома, увеличивается поток автомобилей. И если несколько десятков лет назад автомобиль в Кисловодске был диковинкой, привилегией (отец мне рассказывал, что ночью на трассе можно было за несколько часов пути встретить от силы две-три машины), то теперь его не имеет только ленивый. Естественно, антропогенная нагрузка дает о себе знать ухудшением экологической обстановки. В частности, страдает качество воздуха. Так чем же мы дышим?
Начать, пожалуй, стоит с того, что уже несколько лет многие специалисты называют экологическую ситуацию в Кисловодске напряженной. И это неудивительно – помимо того, что растет количество транспорта горожан, на которое не рассчитаны дороги маленького курортного городка, никогда не рассчитывавшего вырасти до размеров мегаполиса, сюда съезжается множество автомобилей из соседних республик и остальных городов России. А ведь не зря ранее въезд на курорт иногородних автомобилей был строго запрещен: транспорт оставляли на автовокзале, а дальше, будьте любезны, - на общественном. В настоящее же время в городе появились пробки (!), о которых буквально несколько лет назад кисловодчане и слыхом не слыхивали. Естественно, колонны автомобилей, стоящих в очереди, не добавят воздуху ничего хорошего – лишь облако выхлопных газов. Понятное дело, что для москвичей, к примеру, наш воздух кажется кристально чистым по сравнению со столичным. Но для тех, кто живет в Кисловодске постоянно, медленное, но все же ухудшение качества оного достаточно ощутимо.
Специалисты ООО «Нарзан-гидроресурсы» (Кисловодск) провели тщательные замеры уровня загрязнения атмосферного воздуха, грунтовых вод, минеральных источников, и пришли к неутешительным выводам. К примеру, заболеваемость кисловодчан в 2010-м году уступила по уровню только промышленному Невинномысску. А здоровье, как ни крути, во многом зависит от экологической ситуации.
На прошедшем пару лет назад научном форуме «Техногенные процессы в гидролитосфере» исследователи заявили, что 96 процентов выбросов, загрязняющих воздушный бассейн города, приходится на автотранспорт! На учете в госавтоинспекции – больше 35-ти тысяч автомобилей, кроме того, численность ежедневных гостей города на машинах колеблется в районе отметки в две тысячи! Абсолютная численность транспорта в 2002 году составила почти 224 тысячи автомобилей.
Как показал мониторинг численности автотранспорта, который проезжает через пост ГИБДД №1 по пр. Победы, за неделю с 07.06.10 по 14.06.10 въехало и выехало из города 607 500 единиц автотранспорта (в среднем 86 785 единиц в день). На Октябрьской площади, проспекте Первомайском, улицах Кирова, Горького, Куйбышева, 40 лет Октября (у рынка) перманентные пробки, особенно в вечерние часы. Транспортная схема города, рассчитанная на одновременное движение 3 500 — 4 000, а по факту практически 50 000 – 60 000 машин, ощутимо перегружена, что дает о себе знать.
Имеет значение и высокая степень износа существующего парка машин, возросшее число подержанных иномарок в качестве личного транспорта, их плохое техническое состояние, низкое качество бензина и дизельного топлива.
Причем, как это ни прискорбно для курортного Кисловодска, многие автомобили, как жителей города, так и приезжих, не отвечают экологическим стандартам. Что уж говорить о древних автобусах и нещадно чадящих соляркой грузовиках.
На качество воздуха влияет и работа 18-ти промышленных предприятий, выбросы которых в атмосферный воздух происходят без какой-либо очистки.
Кстати, специалисты отмечают парадокс: благоприятное расположение города в котловине, окруженной горами, его климатические особенности (здесь почти нет ветров), только способствуют задержке вредных выбросов в атмосфере. Вносит свою лепту и безответственный подход к застройке города – беспорядочно разбросанные многоэтажки негативно влияют не только на исторический облик города, который неумолимо растворяется в зданиях магазинов, но и на экологию.
Согласно отчёту «О результатах экологического мониторинга атмосферного воздуха на территории города-курорта Кисловодска» ГУ «Ставропольский ЦГМС» от 24.12.2010, пробы, отобранные в разных районах города, определили содержание 11 вредных веществ.
И если уж мы говорим о состоянии курорта, нельзя не отметить, что почвы Кисловодска по загрязненности – на первом месте в регионе Кавминвод (об этом говорят результаты исследований с 2005 по 2009 гг.). Стыдно об этом упоминать, являясь жительницей Кисловодска, но такая ситуация с почвой является следствием отсутствия канализации на 40 процентах (!) территории города. Я считаю, что это просто позор для известного на всю страну курорта. За примером далеко ходить не нужно – живу в районе въезда почти двадцать лет, канализации как не было, так и нет. На обращения жителей улицы администрация города оправдывается невозможностью проведения таких работ за счет бюджета (деньги, мол, не заложили), либо отвечает загадочным молчанием.
Следствием бедственного состояния почвы является загрязнение поверхностных минеральных источников, что вынуждает очищать их бактерицидным сульфатом серебра и использовать только для бальнеолечения. Для питья пригодна минеральная вода лишь из глубоких скважин, но и здесь безопасность – не стопроцентная.
Возмущает факт, что в городе есть наблюдательный пункт, где должен вестись экологический мониторинг загрязнения воздушного бассейна Кисловодска, но он не работает за отсутствием финансирования.
Стоит отметить, что в рамках эксперимента TROICA-6 на КМВ с 13 по 25 апреля 2000 года проводились маршрутные измерения загрязнения приземного воздуха с помощью железнодорожной и автомобильной лабораторий. В городах и населенных пунктах региона делались замеры длительностью 20-40 минут в разное время дня и ночи. Пункты наблюдений были как вблизи дорог, так и в парковых зонах. Исследования показали, что уровни загрязнения воздуха в основном, за исключением некоторых точек, были существенно ниже установленных для городов предельно допустимых концентраций.
Наиболее высокие, экстремальные загрязнения воздуха в городе были на подъеме возле Колоннады, возле светофоров на въезде и выезде из города. Максимум загрязненности вблизи дорог наблюдался в 15-17 часов. Наиболее низкий уровень загрязнения наблюдался в пунктах, отдаленных от оживленных автотрасс, в полуденное и ночное время. Отмечу, что зимой в Кисловодске наблюдается более низкое содержание вредных веществ в атмосфере по сравнению с летними месяцами, когда увеличивается интенсивность движения горожан на дачные участки.
Итак, исследователи по-разному оценивают ситуацию – кто-то бьет тревогу, кто-то говорит о допустимом уровне загрязнения воздушного бассейна. Но все сходятся в одном – если все пойдет так и дальше, бесценный курорт России будет утерян безвозвратно.
 

Виктория Балаян
 



Все новости Кисловодска
 
Для лиц старше 18 лет