01.03.2018
Павел Мартиросов: чтобы судить о воздухе Кисловодска надо брать пробу у Дома связи, а не на горе Пикет
Председатель Общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов считает, что снимая замеры воздуха у горы Пикет, вводится в заблуждение общественность. Если сделать замеры на Первомайском проспекте, Курортном бульваре, улице Кирова, проспекте Мира, то станет понятно, что воздух в городе сильно загрязнен. "Положение усугубилось новым строительством, сносом деревьев, загрязнением источников и замусориванием территорий", — отмечает председатель Экосовета и приводит информацию из своего доклада 2011 года.
Кисловодск расположен на среднегорном расчлененном плато — это котловина, с трех сторон ограниченная хребтами. Вход воздушных масс открыт с юга. Превышение хребтов над котловиной составляет 300–400 м. Средняя высота местности — около 800 м. Это определяет циркуляцию воздушных масс с юга на север и обратно, практически формируя замкнутый цикл.
Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят увеличенный поток автотранспорта и застройка города, что создает условия для накопления вредных веществ, ухудшает проветриваемость районов города. Планировочная структура курорта в значительной мере определяется транспортными магистралями. Непременным условием является ограничение движения транспорта в пределах курортных зон, центра города и существенное ограничение на въезд иногороднего транспорта.
И если в конце 80-х годов прошлого столетия было принято решение запретить въезд в город и строго ограничить передвижение автотранспорта по пр. Победы, центральным улицам и курортной зоне (при зарегистрированных 9–11 тыс. единицах), то сегодня при кратном увеличении количества автовладельцев-кисловодчан (зарегистрировано более 35 тыс. единиц) увеличился и въезд иногороднего транспорта.
Как показал мониторинг количества автотранспорта, пересекающего пост ГИБДД № 1 по пр. Победы, за неделю, с 07.06.10 по 14.06.10, въехало и выехало из города 607 500 единиц автотранспорта (в среднем 86 785 ед. в день). На Октябрьской площади, пр. Первомайском, улицах Кирова, Горького, Куйбышева, 40 лет Октября (у рынка) постоянно возникают пробки.
Транспортная схема города, рассчитанная на одновременное движение 3,5–4 тыс., а по факту пропускающая практически 50–60 тыс. машин, значительно перегружена. Выхлопные газы — это 95,53 % удельного веса всех вредных веществ, попадающих в воздух, примерно более 100 тыс. тонн вредных выбросов в год, и при этом наблюдается динамика к их постоянному росту. Эти данные указаны с учетом незначительного превышения СО, СН выбросов и дымности. Доля вредных веществ составляет 600–1800 г с единицы транспорта.
В среднем по городу на долю автомашин приходится 94 % выбросов свинца, 89 % окиси углерода, 57 % окиси азота. Эти выбросы самые вредные. Все происходит в черте города, создается повышенное загрязнение на всей его территории: во дворах жилых застроек, санаториев, пансионатов, в курортном парке. Источник загрязнения расположен низко над землей, и отработанные газы скапливаются в зонах проживания и передвижения горожан. Они меньше рассеиваются ветром по сравнению с промышленными стационарными источниками, которые имеют дымовые и вентиляционные трубы значительной высоты. Остальные 4,47 % загрязняющих выбросов приходятся на энергогенерирующие предприятия.
Основной вклад в выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и горячей воды: ТЭЦ — 25,22 %, «Теплосеть» — 41,29 %, «Горгаз» — 19,97 %, остальные предприятия города — 26,98 %. Выбросы перечисленных предприятий, содержащие загрязняющие вещества, поступают в атмосферу без очистки.
Согласно районированию территории России по условиям рассеивания примесей и потенциалу загрязнения атмосферы (ПЗА) территория Кисловодска характеризуется повышенным потенциалом загрязнения атмосферы (зо¬на III, ПЗА от 2,7 до 3,0). В значительной степени достаточно высокий ПЗА Кисловодска связан с преобладанием низких скоростей ветра (0–1 м/с), повторяемостью приземных инверсий температуры (36 % в 2010 году), а также 30–40 % штилей в ночное время.
Большое значение в формировании полей эколого-геохимического загрязнения городской среды имеют также рельеф и градопланировочные факторы. Застойный режим, который устанавливается в котловине при низкой аэрации (отсутствии ветров) и хаотичной застройке, способствует накоплению загрязнителей в зоне гипергенеза Кисловодска. Иначе говоря, практически все загрязняющие вещества, выброшенные в атмосферу, остаются на территории города.
Регулярные наблюдения проводятся в городе Ставропольским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ СЦГМС) на одной станции наблюдения. Станция расположена в курортной зоне и с учетом розы ветров фактически замеряет воздух, максимально лишенный примесей. Ежедневно осуществляются замеры концентраций семи ве¬ществ-загрязнителей, в число которых не попали такие опасные примеси, как оксид углерода (СО), ароматические углеводороды, тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий), формальдегид, озон и др.
Но согласно отчету «О результатах экологического мониторинга атмосферного воздуха на территории города-курорта Кисловодска» ГУ «Ставропольский ЦГМС» от 24.12.2010 пробы, отобранные в 15 точках в разных районах города, определили содержание 11 вредных веществ. По результатам обследования выявилось значительное превышение ПДКсс вредными веществами: при норме 0,8 ПДКсс для городов фактически обнаружено превышение от 1 до 5 ПДКсс. В результате климатических исследований, проведенных ЦГМС, установлено, что вследствие уменьшения средней скорости ветра и числа дней с осадками условия для вымывания и переноса загрязнений в воздушном бассейне Кисловодска заметно ухудшились.
В совокупности с увеличением антропогенных нагрузок на окружающую среду можно говорить о более интенсивном формировании условий для накапливания загрязнений в воздушном бассейне города, ухудшении экологической обстановки. Повышение количества автотранспорта и промдеятельность являются основной экологической угрозой для Кисловодска, так как город находится в котловине с ограниченной естественной вентиляцией. И это в городе-курорте, где воздух — важнейший лечебный фактор.
Отметим следующее:
1. Уровень загрязнения атмосферы в Кисловодске классифицируется как повышенный.
2. На каждый квадратный километр города в 2011 году было выброшено 200,6 тонны загрязняющих веществ, что в 4 раза больше показателя за 1994 год (48,7 тонны). Выбросы вредных веществ на душу населения выросли с 30 (1994) до 106,5 кг (2011).
3. Концентрация загрязняющих веществ в воздухе селитебной зоны в 2–3 раза превосходит показатели, зафиксированные в парке, что не удовлетворяет нормативам по В.В, Ы02, N0, БП.
4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ за период с 1994 по 2011 год увеличились на 10,9 тыс. тонн (в 4 раза) за счет роста выбросов от автотранспорта, количество которого постоянно увеличивается. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились с 0,8 до 0,5 тыс. тонн.
5. Анализ количества выбросов автотранспортом за 1994–2011 годы показывает, что темпы роста составляют примерно 0,73 тыс. тонн в год.
6. На протяжении всего анализируемого периода наибольшее количество загрязняющих веществ приходится на окись углерода: в 1994 году — 71 % от всех выбросов, в 2011 году — 65 %.
7. В атмосфере города зафиксировано превышение ПДК по бенз(а)пирену, диоксиду азота и взвешенным веществам.
8. Среднемноголетняя концентрация вещества I класса опасности бенз(а)пирена в атмосфере курорта составила 1,2 нг/м3, что на 50 % превышает санитарно-гигиенический норматив ПДКЖ. В 2011 году уровень загрязнения воздуха БП превысил норму на 62 %.
9. С 1994 по 2011 год среднегодовая концентрация диоксида азота снижалась. При этом среднемноголетний показатель загрязнения воздушного бассейна N02 составил 33,8 мкг/м3, что на 69 % выше ПДКЖ. В 2011 году уровень загрязнения воздуха N02 превысил норму на 62 %.
10. Среднегодовая концентрация взвешенных веществ в период с 1994 по 2011 год незначительно снижалась. Среднемноголетний показатель загрязнения воздушного бассейна ВВ составляет 73,7 мкг/м3, что на 47 % выше ПДКЖ. Межгодовая изменчивость концентрации ВВ высокая, что позволяет сделать вывод о наличии локальных источников загрязнения атмосферы, оказывающих влияние на содержание в воздухе пыли.
11. С учетом особой значимости для курорта лесов и зеленых насаждений вызывает озабоченность многолетнее превышение концентрации взвешенных веществ и диоксида азота над ПДК леса, что негативно сказывается на его состоянии.
Таким образом, состояние воздушного бассейна свидетельствует о напряженной экологической ситуации, сложившейся на курорте федерального значения Кисловодске.
Председатель Общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов
