Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

  
Разместить новость
Подписаться на новости

30.04.2013

Министерство социальной защиты населения Ставропольского края - материалы коллегии

«О состоянии и тенденциях развития системы социальной защиты населения в 2012 году, о задачах на 2013 год»

Уважаемые члены коллегии!
Уважаемые приглашенные!

Сегодня в соответствии с планом работы мы проводим итоговую коллегию, на которой подведем итоги прошлого года и наметим основные направления деятельности в текущем году. Надеюсь на конструктивное обсуждение имеющихся проблем в отрасли. Коллеги в своих выступлениях смогут их расширить и предложить дополнительные меры, способствующие достижению общего результата - улучшения качества жизни наших людей.

Только что мы отметили 16 - летие со дня образования министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Анализируя пройденный путь, могу сказать, что за всю историю существования министерства, не было у нас с вами ни одного года, который бы прошел гладко и спокойно. 2012 год - не исключение. Вместе с тем он имеет ряд особенностей.

Первая состоит в том, что в мае министерство, которое на тот момент называлось министерство социального развития и занятости, было переименовано в министерство социальной защиты населения. В результате реорганизации ведомство сократилось на 70 человек. Блок труда отошел к Управлению труда и занятости. На 20 % обновился состав министерства.

Вторая особенность прошлого года - это то, что в условиях финансовой нестабильности нам удалось выполнить все обязательства перед населением по выплате мер социальной поддержки как федеральным, так и краевым льготникам.

Еще одна особенность прошлого года: в мае был принят ряд Указов Президента РФ, в которых впервые на высоком уровне обозначили проблемы по повышению заработной платы социальным работникам. Для нас этот вопрос всегда оставался ключевым. Если другие вопросы в большинстве своем решаются, то заработная плата, несмотря на ее регулярное повышение, остается одной из самых низких среди отраслей бюджетной сферы края. Более того, в управлениях труда и социальной защиты населения с середины прошлого года она уменьшилась на 15 %.

Введение отраслевой системы оплаты труда с 1 января 2009 года сыграло свою положительную роль, так как позволило увеличить заработную плату работникам учреждений социального обслуживания на 68 %. Если среднемесячная заработная плата в 2008 году составила 5896 рублей, то в 2012 году - 9879 рублей. В том числе среднемесячная заработная плата социальных работников по состоянию на 1 января текущего года составила 7493 рублей, что выше средней заработной платы на момент введения новых систем оплаты труда почти на 73 % или на 3217 рублей.

Как я уже сказал, не так давно вышел Указ президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», одним из пунктов которого предусмотрено, что средняя заработная плата социальных работников должна повыситься к 2018 году до 100 % к средней заработной плате в Ставропольском крае.

Кроме того, вышел еще один Указ Президента «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с этим Указом средняя заработная плата педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должна повыситься к 2018 году также на 100 % от средней заработной платы в Ставропольском крае.
Аналогичные меры будут приняты по медицинским работникам.

Чтобы исполнить Указы Президента и изыскать дополнительные средства на увеличение заработной платы, министерством начата серьезная работа по оптимизации штатной численности и структуры государственных учреждений социального обслуживания населения края.
По ее итогам бюджет получит экономию средств на общую сумму более 27 миллионов рублей, 742 миллиона планируется получить за счет платных услуг.

Однако, выполняя Указы президента, мы неизбежно столкнемся с двумя проблемами.

Первая. Несмотря на оптимизацию структуры и строжайшую экономию, денег на то, чтобы к 2018 году обеспечить достойный уровень зарплаты работникам социальной сферы, все равно не хватит. По нашим подсчетам, дефицит средств только по социальным работникам составляет 3,2 миллиарда рублей. Очевидно, что придется искать иные источники финансирования, в том числе и из средств федерального бюджета.

Вторая проблема. Пока не ясно, как быть с другими категориями специалистов, работающих в социальной сфере края: социальными педагогами, культработниками. За счет каких источников повышать им заработную плату?

Как видите, прошедший год обозначил перед нами непростые задачи, решения которых я жду прежде всего от планово-бюджетного отдела (М.В. Цветкова), а также отраслевых отделов: отдела организации стационарного обслуживания населения (В.И. Сальников), отдела социальной поддержки семьи и детей (З.Н. Левченко), отдела организации социального обслуживания и адресной помощи населению (Н.Г. Кобыляцкий).

Между тем, подводя итоги прошлого года, хочу сказать, что он для нас был не только тяжелым, но и достаточно продуктивным.

Бюджет Ставропольского края в 2012 году получился социально-направленным: 17 % средств, предусмотренных в консолидированном бюджете края, предназначались для социальной отрасли. Благодаря совместной работе их освоение составило 99,1 %.

Выделенные средства были направлены на содержание учреждений социального обслуживания населения края, обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, мероприятия социальной защиты и другие социальные нужды.

Различного рода платежи у нас получили более 900 тысяч человек - треть населения края. Было оказано 30 видов различных выплат, компенсаций и пособий социально незащищенным категориям граждан. Объем расходов на эти цели в 2012 году составил около 11 миллиардов рублей, что больше уровня 2011 года почти на 8 %.
Наиболее финансовоемкие: это выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий (4,1 млрд), оплата ЖКУ (3,5 млрд), выплаты семьям с детьми (2,8 млрд).

Большое внимание, как и прежде, уделяется ветеранам Великой Отечественной войны, тем более что мы готовимся отпраздновать 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Есть поручение Президента Российской Федерации на уровне регионов решить все проблемные вопросы наших ветеранов. Но мы никогда о них и не
забывали. Более того, с каждым годом более внимательно относимся к этим людям, которых, к сожалению, становится все меньше. Далеко не все из них получают помощь от близких людей, в этом случае вся ответственность за бытовые проблемы, здоровье ветеранов, организацию их досуга берут на себя социальные службы при тесном взаимодействии с районными и городскими советами ветеранов. В прошлом году Центры соцобслуживания обследовали в очередной раз условия проживания всех участников ВОВ, по каждому из 6707 у нас есть информация о том, кто в чем нуждается. Ни один праздник, ни одно наше мероприятие не обходится без участия ветеранов Великой Отечественной войны.
Хочу напомнить вам, что 4 апреля 2011 года постановлением Правительства Ставропольского края была утверждена краевая программа «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2011-2013 годы». Особое внимание в ней уделено вопросу улучшения жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны и их вдов. Речь идет об оказании адресной социальной помощи на проведение ремонтных работ жилья ветеранов. Из краевого бюджета на эти цели было выделено 20100,00 тысяч рублей. В результате помощь получили 368 ветеранов. В текущем году в бюджете предусмотрено уже 30 млн рублей. Прошу уже сейчас руководителей Управлений труда и соцзащиты начать работу по подготовке соответствующих документов.

В 2012 году в Ставропольском крае активно велась работа по выполнению поручений Президента Российской Федерации об установлении в субъектах Российской Федерации дополнительных мер социальной поддержки многодетным семьям. Думой Ставропольского края был принят специальный закон о мерах социальной поддержки многодетных семей.

Губернатор Ставропольского края Валерий Георгиевич Зеренков принял постановление, которым устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей нуждающимся в поддержке. Эта выплата назначается семьям в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Мы провели серьезную работу в этом направлении и с 1 февраля текущего года уже приступаем к этим выплатам, предположительно 5927 семей смогут воспользоваться данной мерой социальной поддержки. Денежные средства, необходимые на эти цели, предусмотрены в объеме 291 миллиона рублей.
Наша задача на данном этапе - проинформировать граждан о механизме выплаты данной меры социальной поддержки, чтобы о ней знали не только жители больших городов, но и самых отдаленных территорий.

Также проведена системная работа по разработке механизма выплаты за счет средств краевого бюджета материнского (семейного) капитала многодетным семьям, проживающим в Ставропольском крае в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей.

Напоминаю, что эта выплата начнется с 1 января 2014 года и будет предоставляться в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 рублей.
Предположительно в 2014 году материнским (семейным) капиталом смогут воспользоваться 4,5 тысяч семей, проживающих в Ставропольском крае.

По результатам прошлого года мы можем констатировать такой факт: у нас стало больше многодетных семей – почти 24 тысячи, которые воспитывают около 78 тысяч детей. Это на 2000 многодетных семей больше, чем в 2011 году.
С начала года им выплачено компенсации на сумму более 288 миллионов рублей.
Выросла и ежемесячная денежная компенсация многодетным семьям с 213 до 300 рублей.
155 многодетных матерей, награжденных медалью «Материнская слава» получили в отчетном году единовременное денежное пособие: от 30 000 до 70 000 рублей в зависимости от степени медали. Всего на эти цели из краевого бюджета было выделено 5 250,0 тысяч рублей.

Не буду подробно останавливаться на других выплатах. Со всей информацией по этому поводу вы можете познакомиться в нашем итоговом отчете. Скажу лишь, что все выплаты были произведены в срок и в полном объеме. Единственной серьезной проблемой здесь является не индексация выплат и компенсаций.

В текущем году необходимо выдержать заданный темп и как можно скорее освоить все нововведения, которые уже есть, и в течение года, думаю, еще появятся.

Мы ожидаем новых правил денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», так как утратил силу Закон «О донорстве крови и ее компонентах», по которому полномочия по выплате федеральных донорских средств лежали на управлениях труда и социальной защиты населения. Министерство распределяло федеральные средства по районам, а доноры получали выплаты по месту жительства. По новому закону, министерство социальной защиты населения лишается права передавать эти полномочия органам местного самоуправления. Каков будет новый механизм, пока неясно. Одно очевидно, мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы люди, которым эти выплаты предназначены, не испытывали трудности в их получении.
Прежде всего необходимо подготовить всю нормативную базу: уже в феврале на Думе принять 2 Закона, разработать Порядки.
Ответственные за эти направления – заместитель министра Мамонтова Е.В. и начальник правового отдела Сафонова И.В.

Сейчас я подошел к самому главному, на мой взгляд, вопросу – это качеству предоставляемых нами услуг. Напомню, что этому вопросу была посвящена предыдущая коллегия, состоявшаяся в декабре прошлого года, на которой детально рассмотрели эту проблематику.

Мы можем сколько угодно говорить о наших замечательных показателях, о возросшем количестве услуг. Но, если граждане будут недовольны их качеством, значит, мы серьезно не дорабатываем. Считаю, что 2012 год для нас стал своего рода «Годом качества». Мы старались создать все необходимые условия для предоставления государственных услуг на районном, городском уровне. Материальная база многих управлений за последние годы стала значительно лучше. В новые здания перешли Новоалександровское и Шпаковское управления труда и соцзащиты. В прошлом году было много сделано для повышения доступности предоставления услуг: скорректированы графики приема населения, увеличено количество дней приема, организован прием населения в вечерние часы и в субботние дни. Во всех управлениях без исключения выделены отдельные рабочие дни недели, в которые прием населения осуществляется в вечерние часы - до 19-20 часов. К примеру, по Шпаковскому управлению общее время приема граждан вот уже более полугода составляет 48 часов в неделю и 208 часов в Для сравнения, Пенсионный фонд осуществляет прием 41час в неделю и 164 часа в месяц. Разница: в неделю - 7 часов, в месяц - 44, то есть 5 полных приемных дня.

О высокой степени удовлетворенности населения предоставлением государственных услуг говорят, например, результаты мониторинга, проведенного независимыми экспертами.

Из него следует, что более 60 % граждан полностью удовлетворены качеством и результативностью предоставления услуг специалистами органов соцзащиты.

Мы проверили качество предоставления услуг во всех 34 управлениях труда и социальной защиты населения края. Всего было проверено 7342 пакета документов получателей. По сравнению с 2011 годом наблюдается положительная динамика. Среднекраевой процент нарушений в 2012 году составил чуть менее 6 %. В предыдущем году их было более 7,4 %. Аналогичная ситуация по видам нарушений.
Процент нарушений, повлекших за собой перерасход бюджетных денежных средств, составил 0,8 %. В два раза сократилось количество нарушений, в результате которых граждане недополучили меры социальной поддержки

На самом высоком уровне оказываются государственные услуги управлениями в городах Ставрополе, Пятигорске, Невинномысске, в Кочубеевском, Александровском, Минераловодском, Андроповском и Георгиевском районов.

Говоря о положительной динамике, я, разумеется, не могу не сказать об ошибках и узких местах. К сожалению, они были. Далеко не всегда качество наших услуг можно назвать удовлетворительным, так как выросла сумма излишне выплаченных денежных средств. За 2012 год она составила 445,3 тысячи рублей.

Есть серьезные претензии к управлениям труда и социальной защиты населения администраций Грачевского (34 % нарушений) и Петровского районов (18 %).


Что касается характера допущенных нарушений, то в их числе - необоснованное принятие решений о выплате ежемесячных денежных компенсаций по случаю потери кормильца трудоспособным гражданам, нарушение сроков принятия решений о выплате денежных компенсаций и порядка их индексации.

Когда мы проверили документы граждан, включенных в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ставропольского края» оказалось, что 102 человека включены в списки необоснованно. Документы 78 граждан требовали дооформления.
Замечания по качеству подготовки списков зафиксированы во всех управлениях.

И еще. Неправильно подсчитывается стаж: имеют место задвоение стажа, учитывается учеба, необоснованно включаются в стаж иные периоды. В Списки для присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края» необоснованно включаются граждане, не достигшие возраста 55 и 60 лет, уволенные по статьям за нарушение трудовой дисциплины.

В отношении выплат отдельным категориям граждан отмечу следующие нарушения: имеет место быть неполный подбор пакета предоставляемых документов, неправильный расчет дохода семьи, неправильное определение сроков установления той или иной выплаты гражданину. Все это в большинстве случаев приводит к перерасходу средств краевого или федерального бюджета.

Прошу обратить ваше внимание на то, что в отчетном периоде также было зафиксировано повсеместное нарушение срока выплаты социального пособия на погребение.

Учитывая, что мы имеем достаточный опыт предоставления услуг населению, в текущем году мы должны еще более поднять этот показатель. Разумеется, исключив из работы ошибки прошлых лет. Необходимо усилить внимание к этим проблемам со стороны заместителя министра Е.В. Мамонтовой, а также начальников отделов, занимающихся социальными выплатами - Н.В. Диденко, Е.В. Чижик, А.С. Григоренко.

Наверное, вы уже обратили внимание на то, какое значение сейчас уделяется обращениям граждан. Одно не отвеченное письмо может кому-то стоить рабочего места или карьеры. В связи с этим я прошу быть предельно внимательными ко всем поступающим к нам обращениям, как это требует Губернатор края В.Г. Зеренков. Граждане должны получать ответы на все поставленные вопросы.
Всего в министерство социальной защиты населения Ставропольского края поступило 2330 письменных обращений граждан, что на 6 % больше, чем в прошлом году. Увеличение количества обращений, в сравнении с предыдущим годом, связано с тем, что добавились обращения, касающиеся вопросов труда и занятости населения.

Расширился социальный состав авторов. Помимо основной категории граждан - пенсионеров, служащих, рабочих, малоимущие - за разъяснениями по интересующим их вопросам обращались предпринимали, фермеры, военнослужащие, военные пенсионеры, представители творческой интеллигенции, студенты. Однако наиболее активной категорией заявителей, как и прежде, являются пожилые граждане - пенсионеры, доля которых в общем количестве составляет 48%.

Наибольший удельный вес обратившихся - более 52 % относится к льготным категориям граждан - это ветераны ВОВ, вдовы инвалидов ВОВ, инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи, малоимущие граждане и т.д.

Содержание обращений граждан в основном касается насущных проблем: улучшение жилищных условий, оказание содействия в ремонте жилых помещений, предоставление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, обеспечение спецавтотранспортом, присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ставропольского края», оказание социальной помощи, назначение и выплата детских пособий, материнского капитала.
По всем поступившим обращениям в установленные законом сроки были даны подробные разъяснения и рекомендации по решению возникших вопросов.

В прошлом году продолжила совершенствоваться материально-техническая база учреждений.

Произведен капитальный ремонт жилого корпуса дома – интерната ветеранов труда «Бештау» и жилых комнат, прачечной Преградненского дома-интерната для престарелых и инвалидов. На эти цели было выделено 6,2 млн. рублей из средств Пенсионного фонда Российской Федерации и столько же из бюджета Ставропольского края.

Кроме того, из Резервного фонда Президента Российской Федерации нам было выделено 12 млн. рублей на условиях софинансирования из краевого бюджета. На эти средства были проведены капитальные ремонты кровли Ипатовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, ремонт медицинского корпуса Ипатовского психоневрологического интерната и ремонт изолятора в Изобильненском психоневрологическом интернате. Завершен ремонт жилого корпуса в Софиевском и Тахтинском психоневрологических интернатах и Георгиевском центре социального обслуживания. Произведена замена кровли в Краевом социально-оздоровительном центре «Кавказ». Готовится отметить новоселье Центр социального обслуживания г. Кисловодска.

Продолжилась активная работа по соблюдению стандартов социального обслуживания населения. Проведены все запланированные мероприятия культурно-массового, спортивно-оздоровительного характера. Нормы питания выполнены в среднем на 100 %. Обеспечено на должном уровне медицинское обслуживание проживающих. Подтверждением эффективной работы стационарных учреждений служит неизменно высокий уровень продолжительности жизни граждан, проживающих в них. По итогам года он составил 74,5 года, а в домах-интернатах общего типа 79 лет при аналогичном показателе у среднероссийского гражданина 69 лет.
Из проблем наших стационарных учреждений я бы выделил очередность в ПНИ и, как следствие, перегруженность существующих учреждений, недостаток мебели, нехватка реабилитационного оборудования.

В текущем году нам предстоит выполнить ремонтные работы:

- в Круглолесском, Невинномысском, Софиевском психоневрологических интернатах;
- в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»;
- в Александровском и Арзгирском домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также в доме-интернате поселка Красочный Ипатовского района.

Есть в планах отремонтировать в селе Арзгир бывшее здание профтехучилища и передать его Управлению труда и социальной защиты.

Планируем ввести в эксплуатацию новый корпус Дербетовского детского дома-интерната, что позволит решить две социально-значимые проблемы: улучшить условия размещения детей-инвалидов, а в старом корпусе открыть мужской психоневрологический интернат на 80 мест.

В прошлом году мы затянули проведение конкурсных процедур, в результате чего ремонтные работы во многих учреждениях начались под занавес уходящего года. Понимаю, что на это были вполне объективные причины, в связи с реогранизацией ведомства. И все же, в текущем году прошу первого заместителя министра С.А. Фролова, начальника отдела комплексной безопасности и материального обеспечения И.И. Куликова не затягивать с подготовкой проектно-сметной документации, вовремя провести все конкурсные процедуры, чтобы проблем с освоением бюджетных средств не было

И качество услуг, и квалифицированная работа с гражданами, и проведение конкурсных процедур во многом зависит от профессиональных качеств наших специалистов. И за годы своей практической деятельности мне неоднократно приходилось убеждаться, как много зависит от профессионализма работников. И к чему может привести непрофессионализм!

Несмотря на все реорганизации мы сумели сохранить профессиональное ядро нашего министерства, ее кровеносную систему, которая по крупицам передает опыт и знания новым сотрудникам. Но, как это ни печально, старые кадры уходят на заслуженный отдых. Сейчас у нас работают всего 22 человека, которые начинали свою деятельность с момента образования министерства. И с каждым годом новичков будет больше. Этих людей надо учить.

К сожалению, должен отметить не самую хорошую тенденцию в этом плане. Раньше мы на базе управлений труда и социальной защиты регулярно проводили обучающие семинары, научно - практические конференции, курсы повышения квалификации. Но вот уже как 2 года мы этой работой практически не занимаемся. Думаю, что в текущем году необходимо возродить это направление деятельности. Особое внимание следует уделить организации стажировки вновь назначенных руководителей управлений.

В связи с этим я прошу заместителя министра Е.В. Мамонтову и начальника отдела кадрового обеспечения А.Н. Чуменко подготовить свои предложения по организации этого направления нашей деятельности во время учебы, особое внимание обратить на оказание государственных услуг в электронном виде и на межведомственное взаимодействие.

Уважаемые коллеги!

Сейчас очень много говорится о новых технологиях, современных методиках, которые должны двигать общество вперед. Мы тоже ставим перед собой такую задачу. Хотя, как вы понимаете, социальная сфера - это не производство, когда новая современная машина принесет прибыль, рост производства и прочие блага.
Наши инновации и новые методики касаются здоровья человека и его души, поэтому положительный результат порой достигается ценой мучительной работы специалистов учреждений. Тем ценнее для нас каждая опробованная методика, жизнеспособность которой была доказана на практике.

Многие наши социальные учреждения применяли нестандартные формы работы. Хочу остановиться на самых эффективных.
Так, впервые в крае специалисты Ставропольского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья разработали и апробировали коррекционно-развивающую программу для детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Методика основана на общении детей с животными, в данном случае это лошади и собаки, с попеременным применением различных медицинских и реабилитационных процедур.
По окончании эксперимента практически у всех детей (участие приняли 15), была отмечена положительная динамика.
Прошу обратить внимание еще на одну методику, которую опробовали специалисты Центра Ставропольского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - это мульттерапия, предполагающая участие детей в создании мультфильмов.
Новые технологии успешно используют и в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок».
На его базе, если вы помните, состоялась российская научно-практическая конференция, посвященная проблемам детей с диагнозом ДЦП. Специалисты, приехавшие сюда со всей России, дали высокую оценку реабилитационным методикам нашего учреждения.

Недавно в «Орленке» начали работать по программе «Радуга» с использованием методов арт-терапии, когда дети совместно с родителями занимаются различными видами изобразительных искусства.

Арт-терапия применяется в комплексе с другими методиками, в том числе с использованием костюма «Фаэтон».

После прохождения нескольких курсов реабилитации дети начинают делать заметные успехи. У кого-то укрепляются мышцы спины, кто-то начинает удерживать предметы. Есть примеры, когда дети начали ходить, хотя раньше об этом не могло быть и речи.

Однако не только детские реабилитационные Центры занимались освоением новых форм и методов работы. Много было сделано, например, в краевых центрах социального обслуживания населения. Благодаря новациям им удалось обеспечить высокое качество социального обслуживания: «Хоспис на дому», «Мобильные бригады», «Санаторий на дому», «Социальное такси» и другие. Большую работу в этом плане проводят ЦСОН Предгорного, Александровского, Петровского, Шпаковского районов, а также города Невинномысска. Думаю, что в своем выступлении Донская Н.Д. продолжит и дополнит эту тему.

Самой востребованной услугой как и раньше была «Хоспис на дому». Связано это со старением нашего населения и нежеланием детей ухаживать за своими престарелыми родителями. К сожалению, у нас всего пять Центров социального обслуживания населения оказывают эту услугу. Но обслужить они могут не более 100 человек в год, желающих значительно больше.

Неожиданную популярность получили «Университеты третьего возраста», которые были открыты в некоторых наших центрах. Многие пожилые люди, оказавшись на пенсии, еще чувствуют потребность учиться, приобретать новые знания и навыки. «Университеты третьего возраста» - это прекрасная возможность для них реализовать себя в каком-то новом качестве.

Например, в Лермонтовском комплексном центре социального обслуживания населения Университет состоит из 7 факультетов, таких как «Православие», «Туризм и краеведение», «Здоровое долголетие». Есть даже факультет «Права» и «Информационных технологий».

Развивали мы в прошлом году и многофункциональные службы сервиса, предоставляющие на дому услуги швеи, парикмахера, по ремонту обуви, пункта проката инвалидно-реабилитационной техники. Подобного рода услугами воспользовались 52 тысячи человек

Говоря о наших успехах в части освоения новых методик, не могу остановиться на проблемах, которые мешают нам двигаться вперед.

Не секрет, что материально-техническая база отдельных учреждений оставляет желать лучшего. Не хватает реабилитационного, медицинского, оздоровительного оборудования.

Например, тот же «Орленок», достигший достаточно высокого уровня оказания помощи детям с диагнозом ДЦП, тем не менее, испытывает необходимость в некоторых видах медицинского оборудования, таких как Тренажер Гросса, Кабинет Биологическая Обратная связь, батуты, ролики.

Ряд центров социального обслуживания не располагают достаточным количеством помещений, необходимых для внедрения тех или иных форм работы.

Очень высокая себестоимость дополнительных платных услуг, таких как услуги сиделок, физиотерапевтические процедуры, перевозка пожилых людей в рамках социального туризма и т.п. Это ограничивает количество их потребителей.

Уважаемые коллеги!

В прошлом году на государственном уровне более активно обсуждаются проблемы инвалидов. Во всех регионах страны начала реализовываться программа «Доступная среда». И, кстати, Ставропольский край входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по числу вновь введенных объектов, полностью адаптированных для инвалидов.

Если быть точным, из 609 введенных в строй объектов в крае
89 % были построены с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. (В 2011 году - 85 %). Лучше других решаются эти вопросы в Новоселицком, Ипатовском, Шпаковском, Советском, Минераловодском районах, городе Ставрополе.

В крае курсируют 100 низкопольных автобусов с выдвижными пандусами, которыми пользуются инвалиды. В каждом районе действует такая услуга, как социальное такси. Однако мы намерены более активно развивать это направление в текущем году, потому что имеющихся транспортных средств явно недостаточно для передвижения инвалидов. По большому счету, по транспортной доступности мы только в начале пути.

Практически все светофоры в местах наибольшей посещаемости инвалидов по зрению оборудованы звуковой сигнализацией.

В прошлом году подготовили подпрограммы «Доступная среда в Ставропольском крае» в рамках программы «Социальная поддержка граждан в Ставропольском крае» на 2013-2015 годы». Планируется сделать доступным более 100 государственных и около 100 муниципальных объектов социальной инфраструктуры в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере транспорта, информации и связи и улично-дорожного обустройства. Больше внимания этой теме необходимо уделять заместителю министра Н.В. Алексенцевой, начальнику отдела А.К. Гайдукову.

Активно начали проводить работу по вовлечению этой категории людей в различные спортивные мероприятия при участии общественных организаций. Это требование Губернатора края В.Г. Зеренкова.

Инвалиды наших учреждений участвуют в различных парафестивалях, параспартакиадах, чемпионатах России, международных турнирах по различным видам спорта, в том числе выезжают в другие регионы Российской Федерации и за ее пределы. Между тем до 2011 года инвалиды вообще никуда не выезжали. Это стало возможным благодаря принятию краевой программы «Реабилитация инвалидов и поддержка некоммерческих организаций на 2010 - 2014 г.г.». По этой программе в 2012 году на участие инвалидов в спортивных мероприятий из бюджета Ставропольского края были выделены средства в размере 1,5 миллионов рублей. Эти деньги были потрачены на экипировку спортсменов, организацию мероприятий, транспортные расходы и другие цели.

Мы провели работу по обеспечению краевых телевизионных программ сурдопереводом, ведь ежедневно их смотрят около 3,5 тысяч инвалидов по слуху. На эти цели было направлено 400 тысяч рублей (399,6 тысяч).

Совместно с комитетом Ставропольского края по государственному заказу был проведен открытый конкурс по предоставлению протезно-ортопедической помощи малоимущим гражданам и детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающимся в протезно-ортопедических изделиях. С победителями заключены государственные контракты, в результате чего 1,5 тысяч человек за счет средств краевого бюджета получили ортопедические изделия на сумму 10,5 миллионов рублей.

Уважаемые коллеги!

Мы можем подвести итоги нашего взаимодействия с НКО - некоммерческими социально-ориентированными организациями. Как вы знаете, государство всячески способствует тому, чтобы реализация социальных проектов проходила и через эти структуры.

В 2012 году на эти цели мы получили 17 миллионов рублей, которые в конкурсном порядке распределили среди 15 организаций.

Судя по политике государства в отношении некоммерческих структур, такое взаимодействие будет только набирать обороты. И, уж если государство выделяет на эти цели немалые средства, наша задача отобрать такие социальные проекты, которые в конечном итоге принесут наибольший эффект.

В первую очередь эти проекты должны касаться семьи и детей, поскольку 2013 год Губернатор Ставропольского края объявил Годом семьи и благополучия детей. Как вы понимаете, основная нагрузка по организации всех мероприятий в этом направлении ляжет на нас с вами. Причем работать нам придется под пристальным вниманием руководства края, общественности, прессы.

Между тем социальные службы края всегда занимались проблемами семьи и детей, и всегда они были приоритетными. У нас есть хорошие наработки в этом плане. О них я уже говорил ранее. Мы имеем 17 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, которые оказывают помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Аналогичные службы существуют практически во всех Центрах социального обслуживания населения. Под контролем социальных служб находятся социально неблагополучные семьи, в которых воспитываются несовершеннолетние дети. Эта группа риска. По нашим данным, в крае проживают 2234 неблагополучных семей, где родители ведут аcсоциальный образ жизни. В них воспитываются 4689 детей. Систематически социальные работники совершают рейды в такие семьи. Зачастую совместно с другими службами, работающими с детьми. В отдельных случаях, когда обстановка в семье накалена до предела, детей временно помещают в социально-реабилитационный центры для несовершеннолетних, пока родители не обеспечат нормальный быт для своего ребенка. Должен сказать, что в этом случае главной Целью деятельности социальных служб является возвращение ребенка в семью. В отчетном периоде в среднем 64 % таких ребят были возвращены в семьи.

Лучше всех эта работа поставлена в Новоалександровском комплексном центре социального обслуживания населения (81 %), Кировском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Заря» (79 %), Андроповском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (74 %). Заместитель председателя Правительства РФ Голодец О.Ю. ставит задачу - довести возврат в семьи до 90 %. Понятно, что наши дети значительно тяжелее, чем в системе образования, но стремиться к этому надо.

На базе социальных учреждений проводятся различные мероприятия по профилактике курения, алкоголизма, наркомании. К этой работе мы активно привлекаем волонтеров, которые, как показал опыт, позитивно влияют на ребят.

В прошлом году мы активно занимались организацией оздоровительной компании. На эти цели из краевого и федерального бюджетов было выделено средств в сумме 331,37 миллионов рублей. В санаториях, санаторно-оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием отдохнули 9,2 тысяч детей из малообеспеченных семей края. Более 12,5 тысяч детей работающих граждан получили санаторно-курортное лечение на КМВ, в том числе и на Черноморском побережье Краснодарского края. Сейчас начались конкурсные процедуры по закупке санаторно-курортных путевок. Прошу И.В. Филатову держать эту работу на самом жестком контроле и ни в коем случае не снизить количество оздоровленных детей.

В 2012 году специалисты министерства совместно с другими ведомствами разработали Стратегию действий в интересах детей на территории края на 2012-2017 г.г. 4 декабря прошлого года она была утверждена Правительством Ставропольского края.
Основная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации на территории Ставропольского края. То, что проблемами детей надо заниматься немедленно и целенаправленно говорят неутешительные факты: здоровье детей с каждым годом ухудшается, в стране зафиксирован высокий уровень детской инвалидности и бедности, снижается воспитательный потенциал семьи, нередки случаи насилия.

В 2013 году нам предстоит провести ряд мероприятий, к которым уже надо сейчас готовиться. И здесь необходимо усилить внимание и начальников управлений труда и социальной защиты, и руководителей детских учреждений, и начальника отдела социальной поддержки семьи и детства З.Н. Левченко, специалистов отдела.

И, конечно, мы должны достойно провести предстоящую летнюю оздоровительную детскую компанию. Задачи по ее организации мы поставили на коллегии, состоявшейся 12 декабря 2012 года.
Особое внимание прошу оказать детям - инвалидам. В крае их проживает около 8800 - 1,6% от детского населения края.
Что было сделано в отношении этой категории в 2012 году?
В детских социальных учреждений была внедрена новая нестационарная форма обслуживания - сопровождение семей с детьми-инвалидами. Всего обслужено более 3000 детей-инвалидов. В настоящее время на сопровождении находится более 800 семей.

Мы открыли отделение дневного пребывания в Ипатовском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Причал» и отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Минераловодском и Кисловодском центрах социального обслуживания населения.

Провели ХVI - ый краевой фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, который показал огромный интерес детей к подобным мероприятиям. Участие в нем приняли на разных этапах около 2000 ребят. Уже сейчас надо начинать подготовку к следующему фестивалю, который, я надеюсь, также пройдет на высоком уровне.

И еще одно направление, на котором я хотел бы остановиться особо.
Очень важно развивать информационную составляющую нашей деятельности. Что имеется ввиду? Наши граждане должны иметь четкое представление, на какую государственную поддержку и социальную помощь они могут рассчитывать, какова ситуация с очередностью в дома-интернаты, что делается в крае по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, кому положена бесплатная юридическая помощь и тд.

Вся информация о видах государственной помощи, механизме ее предоставления должна быть доступна для всех категорий населения, особенно проживающих в отдаленных сельских территориях.

Для этого необходимо использовать все имеющиеся ресурсы.

В связи с этим прошу начальников управлений труда и социальной защиты населения, руководителей подведомственных учреждений активнее сотрудничать с районными средствами информации, особенно с печатными СМИ, которые пока что пользуются доверием у населения.

Анализируя обращения граждан, мы сделали вывод, что в отчетном периоде их стало больше приходить по электронной почте. Их доля в общем количестве обращений составила 23,4%. Для сравнения в 2011 году по электронной почте в министерство поступило 195 обращений (8,9%), в 2010 году - 115 обращений или 4,1%, то есть за три года их количество увеличилось в 6 раз.

Это говорит о том, все больше людей начали пользоваться Интернетом. Нам тоже надо использовать этот ресурс. На прошлой коллегии уже прозвучала информация о том, что не все управления пользуются Интернет-порталами районных администраций. Между тем там обязательно должен быть раздел, посвященный вопросам социальной защиты, который необходимо регулярно обновлять. И мы в качестве контроля за реализацией решений коллегии в обязательном порядке вернемся к этому вопросу и посмотрим, как поправляются дела.

Радио, телевидение, наполнение стендов социальных учреждений необходимой информацией, выездные бригады, - мы должны использовать любую возможность, чтобы донести информацию до людей, чтобы каждый, имеющий право на ту или иную помощь, ее получил.

И, еще, отвечая на письма, пишите проще, чтобы люди вас понимали. А то бывает, начинаешь читать предложение длиной в пол-страницы и в конце уже не помнишь, что было вначале. Несколько раз приходится прочитать текст, чтобы понять, а что собственно хотел сказать автор. Пожалуйста, уважайте наших людей. Не давите на их сознание многочисленным перечислением законов, нормативных актов, за которыми так трудно уловить главное. Ведь в большинстве случаев нам приходится иметь с пожилыми людьми, которые любят, когда с ними изъясняются простым человеческим языком.

В крае завершаются итоговые собрания, в ходе которых было высказано много критических замечаний и предложений. Прошу 1-ого заместителя министра Фролова С.А. начальника организационно-аналитического отдела Королеву Е.В. проанализировать все высказанные предложения, в том числе на сегодняшней коллегии, разработать план мероприятий и работать над их выполнением.


Спасибо за внимание! Рассчитываю на заинтересованное обсуждение доклада. 

 

Министерство социальной защиты населения
Ставропольского края
Адрес 355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 206-а.
Телефон приемной (8652) 75-09-59
Факс (8652) 35-16-80
Телефон доверия (8652) 35-06-12
Телефон справочной службы (8652) 35-06-12
Адрес электронной почты socio@minsoc26.ru

 

Министр социальной защиты населения Ставропольского края  Карабут Алексей Павлович

 

сайт http://mintrudsk.ru/social/

 


Сообщить об ошибке

Все новости Кисловодска
 
Для лиц старше 18 лет
KIROVA33.RU - сайт Кисловодска (справочник, погода и новости)