Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

  
Разместить новость
Подписаться на новости

06.04.2013

Вокзал Кисловодска - что встречает гостей города при выходе на улицу

 

Известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк еще в 1902 году так отзывался о вокзале Кисловодска в рассказе   "Погибельный Кавказ": "Скоро показался и Кисловодск, разметавший свои улицы по крутым берегам горной речки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу..." 
Подъезжая к Кисловодску по железной дороге, можно увидеть вереницу старинных домов, которые были построены более века назад, то есть в то время, когда была запущена в эксплуатацию Минераловодская железнодорожная ветка от Минеральных вод до Кисловодска.
Её история началась в далёком 1872 году, когда барон Рудольф Шейнгель, инженер путей сообщения, добился концессии у правительства построить и эксплуатировать до 1956 г. участок железной дороги Ростов-на-Дону - Владикавказ. Строительство велось на частные средства, для чего было организовано ОВЖД (Общество Владикавказской железной дороги), председателем которой стал барон Штейнгель. Одновременно с этим, от одной из железнодорожных станций, Кумской (Минеральные воды), возводилась шоссейная дорога с почтовыми станциями. Ее строительством руководил инженер Алексей Скибинский. Шоссе оканчивалось Почтовым двором с Главным Почтовым отделением Кисловодска, которое и сегодня можно увидеть у начала Курортного бульвара. В конце 1874 года строительство было закончено и 15 июля 1875 был пущен первый поезд по маршруту Ростов-на-Дону - Владикавказ.
Не смотря на наличие шоссе, по которому можно было добраться до Кисловодска всего за 6-7 часов, было ясно, что необходимо возведение дополнительного участка железной дороги Минеральные воды-Кисловодск. Чем в 1879 году озаботился Наместник Кавказа Великий Князь Михаил Николаевич, однако в правительстве проект был сочтён слишком дорогостоящим и отложен до лучших времён.
Снова к вопросу об ответвлении железной дороги, Минеральные Воды - Кисловодск, вернулись в 1891 г, когда управляющий ВЖД И.Д. Иноземцев предложил провести строительство железнодорожных путей и дополнительных сооружений на частные средства. Александр III поставил свою подпись под указом, разрешающим проведение работ, 15 июня 1891 г. Строительство участка Минеральные воды - Кисловодск длиной в 64 км обошлось в 3 млн. рублей. В эту сумму вошло возведение специального жилого дома ВЖД, а также станция III класса в Кисловодске, земельный участок которой первоначально принадлежал Кисловодской слободе и на нём были разбиты слободские огороды. Руководил постройкой Михаил Станиславович Кербедз. Он стал автором проекта одного из двух крупных сооружений на этом участке - каменного виадука. Вторым был 33 м. металлический мост через р. Подкумок, спроектированный инженером Л.Ф. Рунге.
Из-за того, что место строительства было ограниченным, было принято решение о разделении пассажирской и товарной станции. Последнюю возвели севернее вокзала. От вокзала к кисловодскому курорту вели две дороги: пешеходная и транспортная.
Сам вокзал Кисловодска строился почти столько же, сколько весь железнодорожный путь - около двух лет. Его эскиз был тщательно разработан с учетом всех потребностей будущих пассажиров. Он должен был быть вентилируемым, отапливаемым и удобным. Проект был утверждён осенью 1892 г., а открылся к приёму пассажиров он, как и вся ветвь, только весной 1894 г. после детального освидетельствования особой правительственной комиссией. Немногим позже, в апреле 1895 г. 26-летний император Николай II просмотрел увеличенные фотографии новых построек Министерства путей сообщения, в т.ч. и несколько эскизов и видов нового кисловодского вокзала.
После того, как в 1896 году по ветке стали курсировать паровозы "Baldween"(Филадельфия), число стремящихся на курорт резко увеличилось и появилась необходимость в строительстве паровозного депо и поворотного круга, где поезда могли разворачиваться для обратного пути.
В последующие 20 лет здание вокзала Кисловодска "обросло" сопутствующими постройками. Было построено вместительное багажное отделение, Столовая, вспомогательное здание с комнатами отдыха для состоятельных путешественников. Здесь же располагалось и известное на всю Россию экскурсионное бюро Г.Г.Москвича, издававшего путеводители по Кавказу, Крыму и другим интересным местам Российской Империи. В этом бюро можно было не только заказать экскурсии, но и нанять конный экипаж, автомобиль, а при необходимости вагон или пароход.
Сооружение железнодорожной ветви Минеральные воды - Кисловодск можно считать отправной точкой в развитии города Кисловодска. Именно после этого сюда стали стремиться, чтобы построить дачу недалеко от курорта. Город стал популярным у путешествующих именно благодаря тому, что с ним было легко сообщаться.
И до сегодняшнего для фасад вокзала Кисловодска остался не изменённым, хотя и значительно обновленным изнутри после ряда проведённых реконструкций в 1975-1988 гг. С 2003 г. открыт музей "История развития железнодорожного транспорта".

Сегодня выходящих из вокзала Кисловодска встречает это уродство. Очередное заброшенное здание в центре Кисловодска, которым уже потерян счет

 

Справочник отдыхающего в Кисловодске содержит подробную информацию о вокзале в Кисловодске


Сообщить об ошибке

Все новости Кисловодска
 
Для лиц старше 18 лет
KIROVA33.RU - сайт Кисловодска (справочник, погода и новости)